
Проект Экспериментальный АВА-класс по адаптации детей с глубоким аутизмом к школе на базе «Молодежного Центра» с применением метода структурированного обучения детей с аутизмом на основе прикладного анализа поведения
Сроки реализации проекта
2015-2016 гг.
Проблема, на которую направлен проект
Апробация образовательной модели и технологии инклюзии детей с глубокой формой аутизма на территории Ивановской области.
Миссия проекта:
— сформировать экспериментальный АВА-класс на базе «Молодежного Центра» в г.Иваново;
—подготовить команду профессиональных сопровождающих (тьюторов) и учителей для учеников с тяжелым аутизмом;
— оснастить необходимым оборудованием;
— предоставить специалистам и родителям детей с аутизмом базовую подготовку по АВА и обучению таких детей;
— изменить представления о возможностях обучения детей с аутизмом и задержкой речи в профессиональном сообществе и обществе в целом;
— внедрение инновационной модели по обучению детей с аутизмом, позволяющей подготовить их к включению в общеобразовательную школьную среду на территории Ивановской области.
Конкретные задачи и этапы проекта
Решение задачи осуществляется через поэтапную реализацию в рамках проекта ряда шагов и продуктов:
— апробирование образовательного стандарта для детей с аутизмом;
— отказ от методик, не отвечающих потребностям детей с аутизмом;
— введение и применение объективных критериев и методов оценки способностей и успеваемости, независимо от уровня развития речи;
— адаптация успешного зарубежного опыта структурированного обучения
Дополнительная информация
Основной метод, обеспечивающий инновативность и эффективность создаваемой модели – Прикладной анализ поведения (АВА-терапия).
Преимущества АВА-терапии:
— позволяет выучить любого ребенка, опираясь на его сильные стороны;
— является первым и основным методом терапевтического вмешательства при аутизме;
— научная доказательность - ни один другой метод коррекции аутизма не был так глубоко, длительно и всесторонне исследован, как АВА;
— четкие критерии работы – учебный план каждого ученика строится в соответствии с результатами стандартизированного тестирования на учебные навыки; прогресс оценивается по изменениям в результатах тестирования;
— в группе 6 учеников с аутизмом;
— помещения имеют уникальный дизайн: оборудуются зоной сенсорной разгрузки и элементами снижения отвлекающих факторов во время занятий;
— для каждого ученика разрабатывается индивидуальный учебный план по АВА-методу;
— учебное пространство организуется через визуальную поддержку и альтернативные системы коммуникации (для невербальных детей);
— каждый ученик имеет тьютора (профессионального сопровождающего), выступающего также АВА-инструктором.
Рабочая группа:
Супервизор
Координатор
Тьюторы /АВА-инструкторы – 6 человек
Логопед-дефектолог
Специалист сенсорной интеграции
На что нужны средства:
— оборудование учебных помещений в соответствии с требованиями структурированного обучения.
— обучение специалистов, учителей и родителей основам АВА-терапии и структурированного обучения с привлечением специалистов из Москвы.
— тестирование и обучение детей в течение 7 месяцев в группе с постоянной супервизией



Результаты проекта
— Обучение 6 учеников с тяжелой формой аутизма в течение года и подготовка их к инклюзии в общеобразовательной школе.
— Подготовлена команда профессиональных сопровождающих и учителей для учеников с тяжелым аутизмом.
— Сформирована успешная рабочая модель, которая способна изменить представления о возможностях обучения детей с аутизмом и задержкой речи в профессиональном сообществе и обществе в целом.
Стоимость проекта:
Руководитель проекта
Соисполнитель: АНО «Содействие»
Софинансирование: Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход»